Не редкость в наши дни, когда припаркованный автомобиль в неположенном месте в принудительном порядке эвакуируют на штрафстоянку. Особенно это касается крупных городов (Москва, Московская область), где люди ставят машину о причине отсутствия парковочных мест. Однако, юристы советуют знать автовладельцам свои права и правила эвакуации, регламентируемые законодательными актами, также когда эвакуация не обоснована, а сотрудники ГИБДД явно превышают свои полномочия. Но бывают и спорные ситуации, разрешаемые в суд. Когда допустима эвакуация, как должна проводиться, сколько стоит штрафстоянка в сутки, о чем нужно помнить автовладельцам рассмотрим подробнее в данной статье.
Законодательная база
На сегодняшний день требования, предъявляемые к принудительной эвакуации, ужесточились. Увеличены штрафы, появилось больше оснований для эвакуации. Водителям стало сложнее устранять мелкие нарушения на местах, например случае забывчивости документов. Ведь раньше близкие могли быстро привести их к месту назначения. Конечно, спорные моменты возникают нередко. Все — же в подобных ситуациях нужно действовать в рамках закона, придерживаться законодательных актов, действующих на территории Москвы.
Законодательная база призвана урегулировать правила принудительной эвакуации. Уполномоченные сотрудники ГАИ должны действовать согласно следующим нормативным документам:
- Постановление Правительства Москвы от 2013 года;
- распоряжение Департамента экономической политики;
- Кодекс об административных правонарушениях.
Согласно букве закона машина может отправиться на штрафстоянку лишь в случае преграждения пути иным ТС. В связи с чем возникает немало конфликтных ситуаций, разрешать, которые конечно, несогласные с решением гаишников автолюбители могут в суде. Не секрет, что нередки случаи, когда правила эвакуации нарушают сами сотрудники ГИБДД.
Правила эвакуации автомобиля
Если разбираться в законах, то непонятных моментов достаточно. Некоторые правила, по которым осуществляется эвакуация, вызывают большие сомнения. Ели раньше согласно законодательству и Московского закона №42 штрафстоянка первые сутки не оплачивалась, то сегодня появились всяческими путями загнать машину на стоянку, дабы востребовать с водителя посуточную оплату за хранение. В спорных случаях юристы советуют обращаться за профессиональной консультацией. Однако, основные правила эвакуации остались неизменными:
- составление протокола в 2-ух экземплярах сотрудниками ГИБДД непосредственно на начальном этапе эвакуации машины;
- проставление подписей внизу протокола нарушителем и сотрудником;
- привлечение двух свидетелей со стороны возможностью использования видеозаписи;
- указание в протоколе даты, времени задержания, точного места эвакуации ТС;
- описание оснований для забора машины на штрафстоянку;
- указание сотрудником ГИБДД своих личных данных (ФИО, должность);
- внесение сведений о владельце машины;
- опечатывание всех доступных мест к ТС;
- перемещение на стоянку и начало отсчета времени по задержанию только после составления и подписания протокола.
Отклонения от нормативов возможны. В регионах России единые нормативы и законы не обозначены. Водителям разрешено вносить протокол сведения о наличии ценных вещей в машине, настаивать на полной описи имеющихся неполадок и повреждений у авто. Все двери ТС перед отправкой на штрафстоянку обязательно должны опечатываться.
В каких случаях допускается эвакуация?
Многие автомобилисты надеяться на авось, пытаясь ненадолго припарковаться в неустановленном для этих целей месте и надеясь, что сотрудников ГАИ поблизости нет. На практике же часто эвакуатор оказывается совсем рядом. Список причин, по которым машина может неожиданно оказаться на штрафстоянке – внушительный:
- Парковка в неустановленных местах (на перекрёстке, эстакаде, участках, перекрывающих движение пешеходов и машин) близ 5 метров от перехода пешеходов, рядом со знаками “Работает эвакуатор”, “Парковка для инвалидов”.
- Выявление неисправностей тормозной системы, рулевого управления, конструкции сцепления в автомобиле.
- Появление подозрения у сотрудников на то, что водитель пьян или находится под действием наркотиков.
- Отсутствие разрешённых документов на управления ТС у человека, управляющего машиной.
- Управление без прав или в случае их лишения.
- Несоблюдение правил по перевозке тяжеловесных, крупногабаритных товаров.
На заметку! Если сотрудники ГИБДД выдвигают совершенно иные основания для эвакуации и постановки машины на штрафстоянку, то это незаконно! Юристы советуют обращаться за профессиональной помощью в сложных и неоднозначных ситуациях. Ведь по закону забор машины на штрафстоянку производится только в случае преграждения ей пути или иных ТС.
Все-же бывает, что сотрудники ГИБДД идут на уступки и во избежание наказания водителю предлагает вызвать эвакуатор самостоятельно для доставки к дому, либо быстро устранить имеющиеся неполадки на месте. При отказе автомобилиста от выполнения подобных поручений, конечно, будет составлен протокол, выписан штраф за нарушение ПДД, а машина отправлена на принудительную стоянку.
Порядок проведения эвакуации
Инспектора ГИБДД должны действовать согласно установленному регламенту и случае нарушения могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафов. Водитель в свою очередь вправе потребовать компенсацию. Порядок проведения урегулировал законами и нормативными актами. Заключается в:
- составлении протокола сотрудником инспекции;
- внесении записей о происшествии;
- нахождении двух понятых с возможностью снятия всей процедуры на видео и телефон;
- указании в протоколе времени, даты, места составления, также оснований для эвакуации в соответствии со ст. КоАП РФ;
- внесении своих данных в протокол (должность, управляющий орган, из которого сотрудник ГИБДД проводит задержание);
- внесении полных сведений о владельце машины;
- описывании имущества, в частности повреждений и неполадок и на момент задержания;
- опечатывании багажника, капота, дверных ручек.
Внимание! Ни в коем случае недопустима эвакуация ТС, в которой прибывают животные и люди. В случае успевшего подойти водителя к машине в момент задержания и еще не тронувшегося с места эвакуатора процесс изъятия должен быть приостановлен. В последнюю очередь сотрудники уведомляют о факте задержания дежурную часть. Допустима передача информации в течение 2-ух часов с момента погрузки машины в эвакуатор.
Стоимость
Стоимость за штрафстоянку напрямую зависит от региона и территориальных органов власти на местах. Итак в Москве действует распоряжение за № 35 от 2013 года. Водители будут оплачивать за сутки пребывания авто на специальной стоянке при наличии:
- категории А — 500руб;
- категории B, D — 1000 руб;
- категории Д с разрешенной массой груза свыше 3,5 тонн — 2000руб.
Стоимость штрафстоянки в ряде регионов РФ зависит от вида нарушения. Например:
- штраф за парковку близ пешеходного перехода составит 1000 руб;
- на тротуаре — 1000 руб;
- на остановках общественного пользования, трамвайном пути — 1500руб;
- в тоннеле — 2000 руб;
- при создании помех и препятствий на дороге другим автомобилистам-2000руб;
- при остановке в местах для инвалидов — 5000руб.
Возможны скидки за хранение машины на штрафстоянке. За первые сутки хранения оплата не взимается. б актуальности информации по стоимости на стоянках можно посмотреть на сайте паркинг. mos.ru.
Полезные советы
Автовладельцам стоит понимать, что забор машины со штрафстоянки возможен лишь после полного устранения причин задержания, в частности внесения оплаты за работу эвакуатора и услуги штрафстоянки. В случае заборы машины не ее собственником придётся дополнительно предъявить нотариально заверенную доверенность, иначе забрать автомобиль не получится. Что советуют опытные автовладельцы и юристы:
- оставляйте сотрудникам ГИБДД сои контактные данные, чтобы могли перезвонить на всякий случай;
- проведите собственное расследование, выясните все обстоятельства дела, если имеются веские доказательства того, что эвакуация без вашего присутствия была произведена незаконно;
- действуйте оперативно, пока оплата за штрафстоянку в первые сутки не производится, если видите беспредел со стороны сотрудников ГАИ;
- попробуйте избежать ситуации и договориться, даже если машина уже погружена в эвакуатор;
- запрыгните в салон автомобиля, поскольку транспортировка с вами запрещена;
- не выходите из машины, если видно, что сотрудник явно превышает свои полномочия и вымогает деньги;
- оформите доверенность на родственника, если вам предстоит длительная поездка в командировку, а машину кроме как возле дома поставить негде;
- найдите доверенное лицо и составьте нотариальную доверенность для надзора за вашим авто, если долго отлучаетесь от места его парковки;
- не нарушайте правил ПДД, паркуйте машину только в отведенных для этого местах;
- не забывайте документы на управление авто и перевозку грузов и всегда держите их при себе;
- своевременно проходите техосмотр;
- не передвигайтесь на машине при наличии неисправностей;
- напишите по возможности ходатайство, чтобы машину всё-таки оставили на месте. Причем сотрудники ГИБДД со своей стороны просто обязаны его рассмотреть;
- постарайтесь избежать эвакуации, ведь все-же это — дорогостоящая процедура;
- попробуйте обеспечить самостоятельный приезд эвакуатора, который доставит машину к дому;
- попытайтесь быстро устранить неполадки до приезда эвакуатора.
- Куда обращаться, в случае эвакуации: московская ГИБДД; «Моспаркинг», который является главным администратором парковочного пространства в городе; МАДИ, которая представляет собой дорожную инспекцию столичной администрации. К сожалению, нередко возникают проблемы и двусмысленные ситуации. Особенно это касается структуры «Моспаркинг». Организация отслеживает своевременную оплату парковочных мест.
В законе прописаны случаи, когда нет вины водителя при вынужденной остановке или парковке в неположенном месте, например, стечение обстоятельств, когда нужно срочно спасти находящихся в машине людей.
Специалисты рекомендуют иметь в наличии номер телефона эвакуационной службы, чтобы при необходимости самостоятельно вызвать эвакуатор по доставке машины к дому. Так обойдется дешевле. Но самое главное правило водителям забывать нельзя. Безопасность на дорогах – превыше всего.