Хруст рулевых реек — это больное место у многих моделей автомобилей, в том числе и у «Форда Фокус». Эта неприятность может появиться даже после проезда всего в тысячу километров. Виной тому в основном является качество наших дорог или лихой стиль вождения.
Удары эти показываются при езде по кочкам или при резком вращении рулевого колеса. Иногда он проявляется даже на идеальной трассе, если передние колёса плохо сбалансированы (обычно это бывает в узком диапазоне скоростей при резонансных явлениях).
В сервисных центрах часто не желают досконально диагностировать первопричину стука и говорят, что эта ситуация вполне приемлемая.
Причины проявления ударов
Рулевая рейка состоит из основных узлов:
- наконечник;
- рулевая тяга;
- цилиндр усилителя;
- шестерня входного вала.
Проблемой может служить повреждение любого из этих узлов:
- Как один из случаев — приходится менять опорные втулки, которые быстро изнашиваются. Некоторые умельцы изготавливают самодельные втулки (например, из фторопласта), которые нередко оказываются надёжнее и долговечнее оригинальных.
- На рулевую рейку с обеих сторон надеваются резиновые пыльники в виде гармошки. Если пыльник истирается или рвётся – это также может впоследствии привести к стуку в руле. Попадание внутрь любого механизма влаги, пыли – добром не кончается.
- Влечёт к ударам поломка или износ зубьев на продольной рейке или червяке.
- Заводы — изготовители экономят на наличии переходных смягчающих звеньев, что зачастую не даёт возможности надёжно переносить ударные усилия при попадании в ямки и ухабы (так нам знакомых) на дорогах.
Чаще всего стук начинают замечать после того, как водитель словил большую колдобину (обычно правым колесом, ведь на левом Он сидит). Не лечит ходовую и длительная езда по брусчатке и грунтовке.
Как справиться с такой проблемой?
Для того чтобы начать устранение неприятного стука в районе рулевой колонки, надо сначала определиться с его первопричиной. Основных причин три:
- Рулевые тяги с их сочленениями.
- Люфт в самом рулевом колесе (бывает крайне редко по причине простоты и надёжности конструкции).
- Наконец механизм самой рейки.
Менять рейку, даже если Вы определились в её «виновности» я бы Вам не советовал. Дело в том, что новая рейка совсем не гарантирует повторение проблемы стука в ближайшем будущем, а две убитые рейки Вам не нужны.
Для того чтобы её «убить», нужно хорошенько постараться — поймать побольше глубоких ям на дороге при приличной скорости. Чаще всего такие ямы «находят» правые колёса при вынужденных разъездах, прихватывая обочину. Но и в этом случае обычно сначала разбиваются резиновые шарниры на рулевых тягах, призванные смягчить удары. Бывает, что у нового автомобиля притираются зубья червяка и рейки. При этом зазоры между их зубьями увеличиваются, и появляется люфт.
Здесь всё просто и дёшево — имеется регулировочный винт, которым можно уменьшить зазоры между зубьями червяка и рейки рулевой колонки. Тут важно не перестараться, чтобы не приклинить руль. Сделав пол-оборота винта по часовой стрелке, проверьте люфт руля быстро на небольшие углы влево — право, подёргайте его.
Если стук слышен — подтяните ещё. Если руль подклинился — попустите винт. В конце не забудьте его подконтрить гайкой.
Бывает, смазку выдавливает через неисправные (рассохшиеся) резиновые уплотнения рейки (так называемые «пыльники»). Потом там скапливается конденсат, механизм ржавеет и ни к чему хорошему это не приводит: разбирать, полировать зубья, собирать, смазывать и лепить всё обратно.
Это день работы для новичка. Для профилактики, раз уж вы сюда добрались – промойте все внутренности бензином и набейте плотно солидолом – этого Вам хватит лет на пять забыть о стуках в рулевой (если вы не любитель обочины и прыжков на ямках).
Замену её производят таким манером:
- проще демонтировать с автомобиля на яме (лучше конечно воспользоваться подъёмником),
- потом откручивают и опускают подрамник,
- откручивают рулевой вал и снимают,
- демонтируют шланги высокого давления,
- вытаскиваем рулевую рейку в сборе,
- теперь она снята и готова к реставрации,
- моем, чистим снаружи, разбираем и смотрим проблему.
Если слизаны грани гайки бокового зажима (контрит регулировочный винт) или сорвана её резьба, значит, до Вас зазор в реечке пытался регулировать тот ещё «мастер». Гайку сразу заменить – на новую.
Если поверхность штока на реечной передаче (кремальере) ржавая — это будет основной причиной вытекания масла и попадания влаги и пыль внутрь корпуса.
Вынимаем шток. Надо отполировать поверхность, особенно там, где он должен скользить по резиновым уплотнениям (их, кстати, желательно заменить — наверняка они уже не обеспечат герметичность, да и стоят они копейки).
После того как шток отполирован проверьте, не потерялась ли герметичность между им и уплотнениями. Разбираем рейку полностью, промываем бензином все детали, внимательно осматриваем состояние зубьев и качество их прилегания.
То, что не удаётся поправить самому — меняем (желательно на оригинальные детали, хотя есть неплохие аналоги — тут Вам в помощь ВИН код и Гугол).
Реанимация штока
- После сборки реечной передачи, установите пыльники (резиновые уплотнения) и обожмите их хомутами (годятся и сантехнические и электрические монтажные).
- Установите кремальеру в обратном порядке на автомобиль. Прикрутите подрамник.
- Дело сделано, ели люфтов нет, течь отсутствует, значит и стука быть не должно. Теперь всё в норме.
- Рулевые рейки чаще всего начинают напоминать о себе в холодное время, после зимы, когда размораживаются первые колдобины.
- Чтобы меньше изнашивались пыльники и сама реечка, желательно перед поездкой на автомобиле, немного прогреть двигатель, чтобы резинки помягчали и масло разжижилось.
Стук рулевой рейки можно установить самому если нет опыта? Есть какие то советы по первому ремонту столь важной детали которая является рулевая рейка?
Можно ли самому установить правильно стук рулевой рейки что бы не возникло никаких проблем по ходу установки? На что стоит обращать внимание в первую очередь ?