Признаки неисправности и особенности замены термостата на Рено Логан
Силовой агрегат любого типа не может функционировать нормально без системы охлаждения.
Она состоит из нескольких взаимосвязанных элементов:
- радиатора;
- теплообменника отопителя;
- магистралей;
- патрубков;
- помпы;
- термостата;
- датчиков.
В системе постоянно циркулирует тосол или антифриз. Чтобы мотор быстрее набрал рабочую температуру, некоторый объем жидкости отсекается, то есть на время перестает циркулировать. Именно движением потоков рабочей жидкости в системе и управляет термостат.
Что это за деталь, и как она работает
В основе функционирования термостата заложен принцип клапанной системы. Элемент предназначается для перераспределения потоков рабочей жидкости различной температуры в системе охлаждения.
Тосол или антифриз циркулируют по одному из кругов:
- малому;
- большому.
При запуске силового агрегата охлаждающая жидкость циркулирует только по малому контуру, это необходимо для его прогрева до температуры 90 градусов, которая является рабочей. Какую роль играет в этом рассматриваемая деталь?
Опишем принцип ее функционирования:
- При запуске двигателя элемент полностью закрыт, то есть рабочая жидкость циркулирует только по малому кругу.
- Внутри этого клапана находится специальное термочувствительное вещество (например, воск), объем которого увеличивается при разогреве охлаждающей жидкости до температуры 70-80 градусов, в зависимости от производителя.
- В результате этого резиновая камера внутри элемента начинает сжиматься, и клапан открывается.
- После этого тосол начинает циркулировать по большому контуру (через радиатор). В результате этого, поддерживается необходимая температура силового агрегата и исключается его перегрев.
- При снижении температуры охлаждающей жидкости, возвратная пружина закрывает клапан, цикл работы охлаждающей системы повторяется.
Несмотря на то, что термостат — это механический элемент и его работа не контролируется электроникой, устройство все же выходит из строя. В автомобиле Рено Логан эта деталь рассчитана на продолжительный эксплуатационный период. Однако в случае ее неисправности, необходимо срочно заменить устройство, поскольку восстановить его функции не получится ввиду не ремонтопригодности.
Признаки неисправности термостата
В случае выхода устройства из строя, нарушается циркуляция потоков тосола в контурах системы. В большинстве случаев термостат перестает работать в закрытом положении штока. По этой причине тосол полностью не охлаждается, из-за чего силовой агрегат может перегреться. А это приведет к нарушению геометрии ГБЦ. Устранить это не получится, потребуется только замена головки блока. Почему термостат выходит из строя?
Попытаемся максимально полно ответить на этот вопрос:
- Большинство основных неисправностей детали связаны с нарушением целостности ее конструкции.
- Причина выхода элемента из строя может заключаться в несвоевременно замененной либо некачественной рабочей жидкости. Из-за этого внутри устройства скапливаются различные отложения, которые препятствуют его нормальной работе.
- Заводской брак элемента.
- Продолжительное время прогрева силового агрегата либо начало движения на холодном двигателе, в результате чего нарушается цикл работы системы охлаждения.
- Перегрев мотора.
Распространенными признаками неисправности являются:
- Продолжительный прогрев силового агрегата до рабочей температуры. А в некоторых случаях и его перегрев сразу после запуска.
- Снижение температуры мотора при его работе на повышенных оборотах, и наоборот – резкий прогрев на пониженных.
- Если клапан постоянно находится в открытом состоянии, нижний патрубок охлаждающей системы через несколько минут после пуска двигателя сильно нагревается.
- Когда элемент постоянно закрыт, силовой агрегат начинает закипать во время его прогрева, при этом нижний патрубок постоянно остается холодным.
Способы самостоятельной проверки термостата
Проверить работоспособность устройства в случае возникновения подозрений, можно двумя способами:
- без демонтажа с транспортного средства;
- с демонтажом.
В первом случае необходимо запустить мотор, и контролировать стрелку температурного индикатора на приборной панели. Как только пойдет прогрев, необходимо открыть капот, и на ощупь проверить патрубки системы охлаждения. Если деталь неисправна, а температура продолжает расти, нижний патрубок сразу станет горячим.
Когда клапан открыт, и жидкость не поступает в радиатор, верхний патрубок моментально разогревается, а нижний продолжает оставаться холодным даже при достижении рабочей температуры силового агрегата.
Для второго способа нужно будет снять диагностируемую деталь с машины и положить ее в кастрюлю с закипающей водой, которая будет имитировать охлаждающую жидкость. Внимательно смотрим на то, как ведет себя элемент в закипающей воде. Если он увеличился в размерах, что говорит об открытии его клапана. В противном случае – устройство неисправно и требует замены.
Последовательность замены неисправного термостата в автомобиле Рено Логан
Для выполнения это процедуры понадобятся простые инструменты, которые есть в арсенале любого автомобилиста, а именно:
- отвертка;
- набор гаечных ключей;
- острый нож;
- любая удобная пластиковая емкость (канистра, бутылка).
Процесс замены:
- Ножом необходимо отрезать горловину пластиковой канистры непосредственно в ее широкой части.
- После того как силовой агрегат полностью остынет, следует аккуратно открутить крышку с расширительного бачка.
- Заранее подготовленную пластиковую емкость для слива охлаждающей жидкости следует поставить в области расположения заменяемого устройства, после чего постепенно послабить все болты крепления его корпуса.
- На этом этапе нужно слить тосол. Для этого необходимо слегка отжать плоской отверткой корпус термостата. Образовавшейся щели будет вполне достаточно для полного освобождения бачка от охлаждающей жидкости.
- После того как весь антифриз стечет, можно убрать пластиковую емкость, чтобы она не мешала.
- Теперь можно полностью выкрутить все болты крепления и снять крышку вместе с неисправным элементом.
- Демонтировать вышедший из строя термостат, и на его посадочное место установить новый. После этого следует затянуть все болты крепления. Во избежание перекосов делать это лучше по диагонали.
- Залить тосол в систему до необходимого уровня.
- В завершении всех мероприятий необходимо полностью развоздушить систему. Для этого нужно открутить краник, расположенный на патрубке отопителя и слить немного жидкости, после чего – хорошо его затянуть.
Замена неисправного устройства завершена.