От исправности отдельных частей автомобиля зачастую зависит безопасность дорожного движения. В частности, к таким элементам можно отнести рулевую рейку, за состоянием которой следует следить постоянно. Причин возникновения неисправностей может быть достаточно много, но наиболее распространённой является износ сальника рулевой рейки, диагностировать который можно при визуальном осмотре.
Производить замену элемента настоятельно рекомендуется, даже если стали заметны небольшие масляные подтёки. Тем более заменить сальник гораздо проще и дешевле, чем потом осуществлять масштабный ремонт рулевой рейки.
Проверка состояния сальников рулевой рейки
Обнаружить тот факт, что сальник рулевой рейки больше не выполняет свои функции достаточно просто. Так, в частности, достаточно быстро будет происходить падение уровня жидкости в бачке гидроусилителя руля. Также в салоне может появиться характерный запах горящего масла, это связано с тем, что вытекающая жидкость попадает на горячие элементы двигателя. Ещё одним признаком может являться то, что на месте стоянки автомобиля проявляются характерные масляные пятна.
В отдельных случая масло может вытекать очень быстро, а следовательно, неожиданно может затруднять вращение руля, также может возникать лишний гул. При таких симптомах стоит поторопиться, т. к. такие факты говорят о том, что в рейке практически не осталось масла. Тревогу нужно бить и тогда, когда рулевое колесо не хочет возвращаться в своё нормальное положение, а постоянно уходит в сторону, но в таком случае, скорее всего, делать что-то уже поздно, спасёт только масштабный ремонт.
Пошаговая замена своими руками
Если в случае с масштабным ремонтом однозначно стоит довериться профессионалам, то замена сальника вполне может быть осуществлена своими руками, однако, нужно быть готовым эти самые руки запачкать. Нелишним будет и заранее найти подходящие сальники, а в идеале заводской ремонтный комплект для конкретной модели.
Итак, рассмотрим подробно процесс замены сальника рулевой рейки:
- В первую очередь потребуется подобрать необходимый инструмент, чтобы в процессе работы не возникало дополнительных сложностей. Примечательно, что вне зависимости от модели автомобиля, комплект инструментов будет примерно одинаков. Обязательными пунктами в нём являются: тиски, устойчивый верстак, набор головок и несколько воротков, рожковый ключ на 32, и отрезок резинового шланга, длина которого составляет около полуметра, а толщина стенок около 10-12 миллиметров. Дополнительно стоит приготовить две ёмкости объёмом около литра каждая, к слову, чтобы облегчить задачу можно просто применить обрезанные пластиковые бутылки. Может пригодиться дрель или на крайний случай шуруповёрт, а в отдельных ситуациях требуется применение даже газового ключа.
- Вторым шагом является снятие непосредственно рейки с автомобиля, т. к. осуществить процедуру замены сальника на авто просто невозможно. Тут всё, конечно, непросто, но достаточно понятно, за исключением редких моделей, на которых для осуществления этой процедуры требуется специальный съёмник, найти который, как правило, можно только у официального дилера. Итак, процесс демонтажа начинается с отключения минусовой клеммы аккумулятора. Также будет нелишним отключить плюсовые клеммы подушек безопасности. Многие модели подразумевают съём балки с опорами двигателя, для этого домкратом приподнимают коробку переключения передач, для надёжности можно установить под неё дополнительные опоры. Далее потребуется слить жидкость из рулевой системы, для этого отсоединяется шланг от системы и при запущенном моторе руль поворачивается до упора в одну и в другую сторону, тем самым выгоняя жидкость. Далее откручиваются все крепёжные элементы и демонтируют рейку. Из-за необычной формы элемента сделать это с первого раза удаётся далеко не всегда, но при должных усилиях всё получится.
- Приступаем к непосредственной замене сальника. Для того чтобы заменить интересующий наш элемент, рулевую рейку придётся разобрать полностью. Откручиваются рулевые тяги, и болты регулятора. Непосредственно сальник находится за верхней торцевой крышкой, и выбивается он достаточно просто. Стоит помнить, что работы нужно производить максимально тщательно, чтобы не повредить элементы этого важного узла. Сборка осуществляется в обратном порядке при этом не нужно забывать обильно, смазывать все элементы технической смазкой. После установки рейки на автомобиль нужно опять залить техническую жидкость и обязательно прокачать систему.
- Если верить советам специалистов, то после проведения всех операций обязательно нужно выполнить развал-схождение, т. к. съём балки мог сбить регулировки. Для того чтобы избегать неприятностей с рулевым управлением требуется периодически производить техническое обслуживание, внимательно следить за уровнем жидкости и не гонять по дорогам с плохим покрытием. Также стоит следить за давлением в шинах, чтобы избежать повышенной нагрузки на элементы рулевого управления.
Стоимость замены
Конечно, проведение работ по обслуживанию рулевой рейки требует достаточно много технических и трудовых вложений. Именно поэтому определить точную стоимость такого ремонта не так просто.
Так например, если у вас есть всё необходимое оборудование, время и инструмент, то процесс ремонта обойдётся ровно в стоимость сальника и расходников. Для примера, средняя цена на сальник составляет от 300 до 600 рублей. Плюс ко всему стоимость расходников составит около 500-700 рублей. Общая стоимость будет от 800 до 1300 рублей, согласитесь не так дорого.
Теперь о неприятном, в силу разных причин автолюбителю может потребоваться обратиться в специализированный сервис.
С авторизированными сервисами всё гораздо интереснее, естественно у дилера есть всё необходимое оборудование и оригинальные запчасти, но и цены будут в несколько раз выше, для примера за замену сальника рулевой рейки минимально придётся отдать около 5000 рублей и поверьте, это далеко не предел.
Экономить на рулевом управлении глупо и небезопасно, при этом риску подвергаются не только непосредственно водитель и пассажиры транспортного средства, но и все остальные участники дорожного движения. С экономической точки зрения, также разумно будет заменить отдельно сальник, чем потом ремонтировать рулевую рейку или вовсе менять элемент целиком в сборе, последнее вообще выльется в очень солидные траты, которые могут оказаться просто не по силам автовладельцу.