Проверка аккумулятора

Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность?

 


Эксплуатация автомобиля подразумевает использование аккумулятора, но из-за специфических особенностей периодически возникает необходимость проверки батареи на работоспособность. Проверка может быть как плановой, так и вследствие нарушения работоспособности АКБ.

Проверка аккумулятора

Признаки неисправностей аккумулятора автомобиля

Знать все возможные неисправности аккумулятора необходимо абсолютно любому автомобилисту в первую очередь для того, чтобы верный автомобиль не подвёл в самый ответственный момент. Главной причиной возникновения неисправностей АКБ является, прежде всего, неправильные условия эксплуатации.

Ниже перечислены наиболее распространённые проблемы, возникающие с аккумуляторами.

  1. Окисление клемм. Нередко на выводах АКБ и клеммах возникает специфический налёт, возникающий из-за выделения паров электролита. Первым тревожным сигналом будет малейшее изменение цвета клемм, для того чтобы избежать проблем с зарядкой следует периодически производить зачистку поверхности с помощью мелкой шкурки. А для предотвращения окислений нередко применяют технический вазелин.
  2. Сульфатация пластин. Такой вид нарушения возникает из-за грубых нарушений эксплуатации. Главным признаком такой неисправности является быстрая зарядка и разрядка АКБ. Причиной может являться чрезвычайно плотный или, наоборот, электролит со слишком маленькой плотностью. Именно в результате этого на пластинах внутри аккумулятора образуются кристаллы, которые являются диэлектриками, логично, что со временем это приводит к уменьшению полезной площади пластин и как следствие понижению ёмкости. Также причиной возникновения такого явления может стать долгий простой батареи. В том случае, если АКБ длительный период времени стоит без дела, рекомендуется периодически давать ему нагрузку, для предотвращения гораздо более серьёзных последствий.
  3. Повреждения корпуса. Эксплуатировать аккумулятор, у которого повреждён корпус, категорически запрещено. Возникать повреждения могут не только вследствие механического воздействия, но также и в том случае, если аккумулятор был «заморожен», что также приводит к деформациям корпуса. Помимо очевидных трещин, которые легко выявить по возникшим на корпусе подтёкам, существуют также и скрытые. Найти скрытые микротрещины, можно применив стрелочный вольтметр, для этого требуется один из щупов присоединить к любому выводу аккумулятора, а вторым прощупывать деформированные места. В том случае если в этом месте присутствуют микротрещины, будет происходить отклонение стрелки.
  4. Внутренний обрыв. Неисправность, которая чаще всего возникает из-за заводского брака. Выявляется она достаточно просто, при обрыве ток аккумулятора будет значительно занижен, в то время как плотность будет в норме. Наиболее распространёнными являются обрывы пайки между секциями, гораздо реже можно встретить обрывы самих пластин. В случае возникновения обрыва, эксплуатация аккумулятора категорически запрещена, т. к. именно такая неисправность может привести к взрыву батареи.
  5. Нарушение уровня и плотности электролита. Любые отклонения от нормы, касающиеся электролита, могут привести к серьёзным последствиям. К примеру, если электролита слишком мало, велика вероятность разрушения пластин, в том случае, если его, напротив, чересчур много, то он будет попросту вытекать через пробки, что может привести к нарушению работы других узлов автомобиля.

Проверка аккумулятора с помощью мультиметра

Мультиметр довольно полезное устройство для автомобилиста. В случае с проверкой аккумулятора, использовать его нужно следующим образом. Подключаем к прибору щупы в режиме измерения вольтажа. После чего поворотный переключатель устанавливается в положение для проверки напряжения постоянного тока.

Диапазон напряжения потребуется до 20 вольт. Чтобы произвести все необходимые настройки, следует использовать поворотный переключатель прибора. Далее потребуется прислонить щупы к выводам аккумулятора и зафиксировать напряжение, которое появится на приборе. Стоит отметить, что полностью заряженный аккумулятор имеет напряжение от 12.7 до 13.2 вольт.

В том случае, если АКБ выдаёт напряжение от 12.1 до 12.4 вольт, это говорит о том, что батарея изношена в половину своего ресурса. Ну и наконец, глубокий разряд характеризуется напряжением менее 12 вольт.

Проверка аккумулятора при работающем двигателе

Измерять напряжение при работающем двигателе допускается как мультиметром, так и нагрузочной вилкой. При запущенном двигателе нормально напряжение на выводах АКБ будет составлять от 13.5 до 14 вольт. При этом стоит отметить, что если напряжение будет превышать заданные рамки, то это будет означать, что АКБ разряжен и генератор работает в усиленном режиме, для того чтобы восстановить работоспособность.

 

Однако такое явление можно наблюдать, например, зимой, когда после ночного простоя батарея могла потерять часть заряда. В том случае, если напряжение занижено от нормы, стоит обратить пристальное внимание на работу генератора, в работе которой, возможно, произошёл сбой. Производить замер напряжения следует, только исключив, все потребители, а именно выключив музыку, фары, кондиционер и т. д.

Проверка аккумулятора при неработающем двигателе

Проверка напряжения при заглушенном двигателе также подразумевает отключение всех возможных потребителей, которые могут исказить показания прибора. Существует также ещё одна особенность, в том случае, если напряжение производится после того, как двигатель только что заглушили, напряжение может быть завышенным.

Поэтому для повышения точности следует, производить измерения непосредственно перед поездкой. А также на результате измерений может существенно сказаться пониженная температура окружающей среды.

Проверка автомобильного аккумулятора нагрузочной вилкой

Большинство автомобилистов даже не знают о том, что такой инструмент вообще существует, однако именно проверка с применением нагрузочной вилки даёт наиболее точный результат. Встречается такой прибор чаще всего на СТО, т. к. в жизни обычного автолюбителя он по большому счёту не особо то и нужен.

Принцип работы нагрузочной вилки заключается в следующем, клеммы устройства подключаются к выводам АКБ, после чего кратковременно даётся ток короткого замыкания или, проще говоря, имитируется работа стартера. Под нагрузкой заряженная батарея просаживается до 9-10 вольт, в то время как напряжение на «дохлом» аккумуляторе упадёт примерно до 5 вольт.

Как продлить срок службы автомобильного аккумулятора

Принято считать, что нормальный срок службы автомобильного аккумулятора при правильной эксплуатации составляет около пяти лет. Однако в случае жёстких условий эксплуатации или неправильного ухода АКБ может не прослужить и отведённого срока.

Для того, чтобы продлить срок службы аккумулятора следует соблюдать следующие довольно простые правила:

  1. Нельзя эксплуатировать уже разряженную батарею, особенно это актуально в холодное время года, т. к. в морозы нагрузка на АКБ увеличивается многократно, и в случае низкого заряда батарея может попросту не успевать заряжаться.
  2. Время от времени требуется производить чистку клемм и самих выводов аккумулятора, нелишним будет также проверять прочность их закрепления. Для профилактики окисления допускается использование солидола или технического вазелина.
  3. Батарея всегда должен быть надёжно закреплена, т. к. она крайне плохо переносит любую тряску и вибрацию, в случае продолжительного воздействия которой может происходить осыпание пластин.
  4. В зимнее время, перед тем как начать заводить автомобиль нелишним будет дать «разогреться» АКБ, включив дальний свет фар на несколько секунд. А также при запуске рекомендуется выжимать сцепление, для того, чтобы стартеру не пришлось вращать шестерни коробки передач в загустевшем на морозе масле.

 

Добавить комментарий